четверг, 11 января 2024 г.

«Функциональная грамотность и ее значение в развитии детей дошкольного возраста»

Понятие «функциональная грамотность» появилась и вошла в лексикон с подачи ЮНЕСКО в 1957 году и означало ликвидацию безграмотности. Сейчас это понятие имеет более широкий смысл. Научная формулировка функциональной грамотности – это способность применять приобретенные знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах деятельности. То есть это способность человека в умении адаптироваться и функционировать в постоянно меняющихся условиях окружающей среды, для решения разнообразных жизненных задач. Человек функционально грамотный, способен не просто читать, писать и считать, а способен получать знания, усовершенствовать их, самостоятельно обучаться, развиваться и помогать развитию современного общества. Существует шесть видов функциональной грамотности: Читательская грамотность, это способность понимать, использовать, анализировать прочитанное; Математическая грамотность, это способность человека мыслить математически, применять математику для решения жизненно важных задач; Естественнонаучная грамотность, это способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками, интересоваться идеями науки; Финансовая грамотность, это совокупность знаний и навыков в сфере финансового поведения человека, ведущих к повышению качества жизни; Глобальные компетенции, это способность критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия; Креативное мышление - компонент функциональной грамотности, это умение человека использовать свое воображение для выработки идей, получения новых знаний, их решений, с которыми он ранее не сталкивался. Формирование функционально грамотных людей является основной задачей современного общества. Особенно функциональная грамотность важна для будущего детей, для их общего успеха в жизни. Это развивает способность применять полученные знания, решать повседневные жизненные задачи, осмысливать информацию и понимать, для чего она понадобится в будущем. Формирование функциональной грамотности у детей можно развивать с дошкольного возраста. В детском саду начинают овладевать основами читательской грамотности, формированию элементарных математических представлений, основами естественно-научных представлений, социально-коммуникативной компетентностью. Это является благодатной почвой для дошкольников, которая впоследствии поможет ребенку добывать знания самостоятельно, научит общаться со сверстниками, применять полученные знания в жизни. Показателем функциональной грамотности является: способность строить социальные отношения в обществе; возможность решать различные жизненные и учебные задачи, строить алгоритмы основных видов деятельности; успешно взаимодействовать в окружающем мире имея свои способности для совершенствования; умения оценивать свои знания, стремление к дальнейшему самообразованию и развитию, умение прогнозировать свое будущее. Значением функциональной грамотности для дошкольника служит функциональная готовность к школе. Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность. Дошкольное детство, это активный период в воспитании грамотного читателя. Основы читательской грамотности закладываются тогда, когда ребенок еще не умеет читать и состоят из двух этапов: 1. Пассивного читателя или грамотного слушателя. Ребенок слушает только те произведения, которые ему читает взрослый; 2. Активного читателя. Ребенок проявляет интерес к книге, сам просит читать ему книги, затем усваивает буквы, начинает читать сам. Книга служит неотъемлемой частью воспитания ребенка. С помощью книг он познает мир, ищет ответы на интересующие вопросы, развивает воображение, фантазирует. Приобщая детей к чтению надо соблюдать несколько правил: читать надо ежедневно; литература по тематике и жанрам должна быть разнообразной; приучать детей слушать как классическую детскую литературу (сказки Пушкина, А. Погорельского, В. Бианки, юмористические рассказы Н. Носова, А. Барто, К. Чуковского и др.), так и современную, говорящей о тех реалиях детской жизни, которые окружают их; после прочтения произведения обязательно надо провести беседу об услышанном, учить ребенка думать над книгой; важно соблюдать чувство меры и вкуса в отборе произведений. Развитие читательской грамотности у детей позволяет сформировать эмоциональную отзывчивость, воображение, умение пересказывать, аналитически мыслить, размышлять над текстом, мотивировать события, поступки героев. Математическая грамотность поможет дошкольнику научится понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать суждения, использовать математику для развития своего будущего. Математическая грамотность активизирует умственную деятельность, развивать ум, расширяет, углубляет математические представления, закреплять полученные знания и умения, упражнять в применении их в других видах деятельности, в новой обстановке. Развивая математические способности можно в форме игры, разговоров, рассказов и объяснений от взрослого, а также организовывая практические действия совместно с детьми (прикладывания, накладывания, вырезания, измерения, пересчитывая, штрихуя, конструируя). В результате у ребенка создаются знания, что окружающий мир наполнен множеством звуков, движений, предметов. Все эти множества различаются по природе, количеству, форме, размеру, расположению в пространстве. Чем точнее, чем полнее данные знания у детей, тем глубже они понимают окружающую действительность. Естественно-научная грамотность – это компонент функциональной грамотности, который подразумевает способность ребенка занять компетентную общественную позицию по вопросам, связанным с естественными науками, интерес к естественно-научным фактам и идеям. Формирование естественно-научной грамотности происходит через наблюдения (в ходе которых формируются знания о свойствах и качествах предметов и явлений, ребенок следит за изменением и преобразованием объектов), опытно-экспериментальную деятельность (дает реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта; о его взаимоотношениях с другими объектами окружающей среды) и игры. В процессе развивается познавательная деятельность, идет развитие психических процессов - обогащение памяти, речи, активизация мышления, умственных умений, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, делать выводы. Произведения о естественнонаучной грамотности широко представлены в детской литературе. В. Драгунский «Он живой и светится...»; Ю. Коваль «Иней»; Н. Носов «Приключения Незнайки»; Григорий Остер «Эхо»; В. Сахарнов «Кто прячется лучше всех?» Н. Носов «Мишкина каша».

3 комментария:

  1. Стараемся читать,но на всё времени не хватает. Спасибо большое за информацию.

    ОтветитьУдалить
  2. Благодарю за информацию! Обязательно прочитает вместе с ребёнком предоставленную литературу, чтобы разобраться в этой теме!

    ОтветитьУдалить